В Северной столице планируют разработать новую концепцию ночного освещения города, в которой, согласно замыслу создателей, гармонично объединятся сразу четыре вида света – уличное освещение, декоративное освещение, световая реклама и декоративная подсветка.
Главная задача - избежать нарушений образа ночного Петербурга и не повторить неудачные примеры подсветки.
Виктория Семенова, заместитель директора Научно-исследовательского и проектного центра генерального плана Санкт-Петербурга: «Вот так выглядит набережная с построенным зданием Сената и Синода. То есть в данном случае при строительстве архитектурно-художественной подсветки был нарушен закон яркости, силы света и цвета света» (см. фото выше).
С момента заключения контракта у подрядчика будет 80 дней, чтобы разработать и предоставить обзор действующего светового оборудования, а также предложить варианты решений нового ночного образа.
Победителем стала московская компания «Светопроект». За 20 лет работы в сфере архитектурного и наружного освещения организацией было выполнено и реализовано более 6 тыс. проектов. Среди них - концепция освещения Кремля, Нового Арбата, Кутузовского проспекта, а также олимпийского парка в Сочи. Исполнительный директор Управляющей компании «БЛ Групп», в состав которой входит «Светопроект», Екатерина Боос рассказала, что компания участвовала в разработке концепции освещения Москвы в области архитектурного освещения, в том числе праздничного оформления и фонтанов. Это была комплексная работа множества специалистов, пояснила Боос. По ее словам, также к портфолио компании можно отнести работы в Сургуте, на олимпийских объектах в Сочи и разработку концепции освещения Кремля и всей охранной зоны исторического центра.
Разработка концепции формирования архитектурно-стилистического образа ночного Петербурга обойдется городскому бюджету в 2 млн. руб. Вице-президент Петербургского союза архитекторов Святослав Гайкович считает, что в целом подсветка Северной столицы на сегодняшний день выполнена профессионально. Однако остается несколько адресов, которые выделяются на общем фоне. Так, по мнению эксперта, подсветка на площади Труда выглядит «плоской» и «невзрачной». Периодически исчезает освещение Петропавловского собора. Святослав Гайкович подчеркнул, что следует следить за тем, чтобы заказчики на подсветке не экономили и обращались не к «халтурщикам», а к «солидным» фирмам.
По словам участников рынка, основным заказчиком подсветки городских объектов является Администрация Петербурга и федеральные госструктуры, - на их долю приходится от 80 до 90 процентов контрактов. Ценообразование зависит от площади фасада здания, а также от технической возможности подключения к электросетям. Директор компании «ПитерЛайтпроект» Никита Мартынов рассказал, что при работе с памятником «Стерегущему» компания оценила проектные работы примерно в 300 тыс. руб. Строительство же обошлось заказчику около 1 млн. руб. Для сравнения, проект освещения цирка на Фонтанке стоил порядка 1,5 млн., строительство – 17 млн. руб., добавил Никита Мартынов. Глава компании отметил, что рынок в данном сегменте развит: подсветка, пусть и «не очень художественная», используется не только для исторических зданий, но и для гостиниц, офисных и торговых центров.
На сегодняшний день в Петербурге работает примерно полтора десятка компаний, специализирующихся на разработке и внедрении концепции подсветки городских объектов. Между тем, основная сложность для всех одна - обилие и продолжительность согласовательных процедур.